10 декабря 2014
Екатерина Омецинская
Рождены, чтоб чудо сделать былью…

Небольшой драматический театр одинаково иронично подходит как к взрослой драматургии, так и к материалу для детей: ирония в премьерных спектаклях «Волшебник страны Оз» и «Валентинов день» носит гротесковый характер, но от этого самые невероятные события кажутся лишь более реалистичными.
Читать далее …

Спектакль «Волшебник страны Оз», в котором занята и троица актёров из «Валентинова дня» (Колганова – злая волшебница Паулина, Рябоконь – добрая волшебница Розабелла и Шигапов – Трусливый лев), нельзя отнести к исключительно детским спектаклям: родители получат от постановки Евгения Карпова и Кирилла Сёмина огромное удовольствие, поверьте. Парафраз на тему сказочной истории Фрэнка Баума условен, но при этом реалистичен, полон отсылов к звёздным мелодиям ХХ века, звучавшим как в исполнении Пресли, так и группы Queen. В нём не счесть шуток и реприз, которые взрослые уловят куда быстрее детей или истолкуют по-своему. Так, старая дева Розабелла, которую Страшила (чудесный Сергей Уманов) ещё в первом действии спросит: «Вы не замужем?», как и положено оскорблённой вопросом даме, только во втором колыхнёт своим толщинковым задом, ответит с расстановкой: «Я… не замужем!» – и примется напропалую кокетничать и заигрывать с соломенным кавалером. Предводительница летучих обезьян, страдающая лицевым тиком, снабжённая помимо крыльев ещё и противогазом и сыгранная Хельгой Филипповой как солдафон («Солдат ребёнка не обидит»), из которого напрочь выбиты все эмоции, и вовсе покорит ваше сердце. А уж когда Оз (Кирилл Сёмин) проделает на глазах всего зала с Дороти (Вера Тран) настоящий цирковой фокус по разделению на части маленькой девочки, восторгам и вовсе не будет конца… Сказки-то в НДТ перетекают в реальность, а чудеса становятся былью…

1 декабря 2014 г.
Мария Долматова
Предновогодние сказки

В декабре, прежде чем окунуться в обязательный ежегодный марафон елок, можно для разнообразия сходить и на неновогодние спектакли, премьеры утекающей осени. На некоторые — можно, а на иные — нужно!
Читать далее …

Один из таких, нужных для посещения спектаклей — «Волшебник страны Оз» Небольшого драматического театра. На мой взгляд, этот спектакль — правда, событие. Не только потому, что он родился и состоялся «на чемоданах», в весьма трудное для НДТ время; не только потому, что его поставили двое актеров, взяв на себя режиссерский труд, и у них получилось. А еще и потому, что с этим спектаклем театр вышел на новый для себя уровень, освоил новый жанр, который, признаться, меньше всего от него ожидали. Актеры Эренбурга, привычно (но каждый раз — до дрожи) выворачивающие себя наизнанку во взрослых спектаклях, лихо жонглирующие смешным и страшным, беззастенчиво тыкающие зрителя в нелицеприятную правду, вдруг взяли и сыграли сказку, обнаружив этим недюжинные запасы простодушия, наивности, нежности… История Баума превратилась в настоящее road movie, сказку странствий, бодро шагающую вперед под оригинальный живой аккомпанемент потрясающего дуэта музыкантов. На крошечной сцене ураган бушует прямо на носу у зрителей, и обычные вещи вмиг становятся волшебными: башмачки живут своей жизнью, деревянный ящик распахивается и превращается в маковое поле, а картонные коробки оборачиваются небоскребами Изумрудного города. У каждого персонажа — свой стиль, своя музыкальная тема и, конечно, свои «тараканы» в голове. Собственно, эти «тараканы», а точнее — стремление избавиться от них, и объединяют героев между собой и нас — с героями. Создатели «Волшебника» не сюсюкают и не мудрствуют; рассказывая сказку, не делают особой разницы между взрослыми и детьми, а оттого — удивительное дело! — историю слышат и те, и другие, каждый — по-своему.

17 октября 2014
Елена Бачманова в КубТеатр
Дорогою добра

В Петербурге существует большое количество молодых театров малой формы, пользующихся не меньшей любовью публики, чем их большие собратья с долгой историей. Часто у них нет своего пространства, и коллективы вынуждены кочевать с место на место, но тем интереснее наблюдать их успехи. Один из таких красноречивых примеров – театр-студия «НЕбольшой Драматический Театр» под руководством Л.Б. Эренбурга, артисты которого в минувшие выходные, 11 и 12 октября, произвели маленькую сенсацию, выпустив первый за свое пятнадцатилетнее существование детский спектакль «Волшебник страны Оз». Эта постановка Евгения Карпова и Кирилла Сёмина по мотивам одноименной сказки Лаймена Фрэнка Баума начала свою жизнь на малой сцене Большого театра кукол и, судя по теплому приему зрителей, обосновалась там надолго.
Читать далее …

НДТ – театр оригинальный, их спектакли всегда полны сюрпризов и неожиданных режиссерских находок. В этот раз в роли постановщиков выступили актеры Кирилл Сёмин и Евгений Карпов, которые преобразовали творческое «безобразие» в веселую абсурдистскую сказку. За полтора часа история храброй девочки Дороти (Вера Тран) из далекого Канзаса, раздавившей своим домиком злую колдунью волшебной страны Оз, обретает краски и, кажется, разворачивается самостоятельно, без актерско-режиссерской помощи (здесь работает добрая магия, не иначе). Дороти, которую в необычной стране называют юной феей, быстро находит себе друзей: огородное пугало Страшилу (Сергей Уманов), мечтающего найти себе мозги; доброго Железного Дровосека (Андрей Бодренков), страдающего от отсутствия сердца, и Трусливого Льва (Даниил Шигапов), для которого главное счастье – глоток храбрости. По дороге из желтого кирпича, преодолевая различные препятствия, они спешат в Изумрудный город к главному волшебнику всей земли Озу (Кирилл Сёмин), который на самом деле оказывается… а кем он оказывается, Вы догадаетесь сами, посмотрев спектакль. В «Волшебнике страны Оз» сюрпризы ожидают не только детей, но и взрослых.

Первая приятная неожиданность – полностью живое музыкальное сопровождение. Все два действия на сцене присутствуют настоящие музыканты: Ольга Альбанова и Александр Белоусов, которые песенным языком поясняют оставшиеся вне рамок спектакля детали, дают советы героям и искренне переживают за них, стирая вымышленные границы между сказкой и реальностью. Делают они это задорно, артистично и с хорошим чувством юмора, поэтому неудивительно, что во время антракта маленькие зрители просили еще больше песенок.

Еще один сюрприз спектакля – наличие подтекста и метафор, которые не усложняют детское восприятие, но дают возможность родителям малышей подумать над происходящим. Добрая сказка остается, но тонкие отсылки на современность превращают ее в иносказание. Создатели «Волшебника страны Оз» говорят, что не играют с детьми в поддавки, и в этом они не лукавят: работа костюмеров, декораторов и реквизиторов подтверждает, что на сцене все по-настоящему. К примеру, непослушные волшебные башмачки Дороти действительно долго привыкают к новой хозяйке, заставляя ее выделывать ногами немыслимые па, а в голове у Страшилы на самом деле мусор да старые газеты, которые, однако, не мешают ему думать. Фокусник Оз и правда умеет совершать чудеса, а злая волшебница (Татьяна Колганова) чинит ему препятствия и боится воды. И, главное, в спектакле добро обязательно побеждает зло, да так лихо, что кажется: в реальной жизни тоже возможны простота, легкость и определенность.

Для «НЕбольшого Драматического Театра» этот первый опыт постановки детского спектакля, несомненно, стал удачным, у создателей и актеров получилось стопроцентно завладеть вниманием юных зрителей: в «Волшебнике страны Оз» есть настоящие коробки из Канзаса и живая вода, растопившая зло. Взрослые актеры, изображающие сказочных персонажей, не выходят из образа даже на поклонах, поэтому любопытные и любознательные детки безоговорочно верят в чудо. Дороти, Страшила, Железный Дровосек, Трусливый Лев и добрая волшебница (Татьяна Рябоконь) создали ярких, броских, очень пластичных персонажей, от которых просто не оторвать взгляд. Дорогою добра, вымощенной желтым кирпичом, они ведут за собой детей, рассказывая им, что хорошие дела всегда важнее плохих, и напоминая о простой истине, которую так верно озвучил Мальчик из «Золушки»: «Дружба помогает нам делать настоящие чудеса».

15 октября 2014
Татьяна Булыгина
«Это не сон, нет! Волшебная страна!»

Небольшой драматический театр Льва Эренбурга выпустил свой первый спектакль для детей – «Волшебник страны ОЗ».
Читать далее …
История о стране ОЗ, написанная Лайменом Фрэнком Баумом, сама по себе сахарная. Рей Брэдбери охарактеризовал ее так: «… сплошь сладкие булочки, мед и летние каникулы». Между тем, мед, сахар и кондитерские изделия прямо перпендикулярны эстетике Небольшого драматического театра. Но удивляться тут нечему! В НДТ никогда не ставили спектаклей «вдоль по тексту», а всегда выворачивали наизнанку подтекстом, который сочиняется и додумывается в процессе этюдной работы над спектаклем.

В «Волшебнике» такой подтекст, конечно, тоже найден. Отношения между персонажами раскрашены новыми красками, да и сами персонажи решены свежо и современно! Это та свежесть, которая так необходима детскому театру вообще, свежесть веселой театральной игры, иронии, отказа от шаблонов. Кстати, о шаблонах! Как вы представляете себе добрую волшебницу? Как фею из «Золушки»? Статной, благородной красавицей в пышном шифоновом платье, с блестками, вуалью и волшебной палочкой? Розабелла (Татьяна Рябоконь), добрая волшебница в спектакле НДТ, мягко говоря, иная. Это женщина 120 килограмм, большая часть которых распределена по бедрам и ягодицам, в вязаном цветастом платье и шапочке-грибочке (объемный костюм сочинен художником Андреем Севбо). Никакого флера волшебства и розовой пыли. Розабелла плаксива и даже фокусы показывать не умеет, хотя изо всех сил старается. «Это не сон, нет. Волшебная страна!» — убеждает она Дороти (Вера Тран), и звучат эти слова с такой интонацией, мол, «это не сон, это реальность!» Волшебная страна в спектакле Евгения Карпова и Кирилла Семина и есть самая настоящая реальность. Волшебник ОЗ (Кирилл Семин), естественно, шарлатан, бывший фокусник, а настоящие чудеса творят здесь дружба, взаимовыручка, поддержка. Дороти, Страшила, Железный дровосек и трусливый Лев вместе проходят испытания, которые помогают им поверить в себя. Так исполняются мечты. Волшебно? Конечно!

Дороти Веры Тран также не вписывается в шаблонные представления о героине сказки. Это совсем не пай-девочка, и она не на летних каникулах. Дороти зубрит географию и мечтает о том, чтобы начался ураган, тогда ей не придется идти в школу. А желание-то материализуется…

Сценография спектакля «Волшебник страны ОЗ» проста и функциональна. В первом действии – это картонные коробки с надписью «Канзас», во втором – они же, но с городскими «изумрудными» пейзажами. Лес – полосы полиэтилена, свисающие с рамы, подвешенной над сценой. Вот, в общем-то, и все. Пространство камерное, а потому акцент сделан на колоритных персонажей. Злая волшебница Паулина (Татьяна Колганова) – смешная карикатура на женщину-вамп, типаж, который актрисе приходилось играть не единожды. Помощница Паулины Летучая Обезьяна (Хельга Филиппова) – восточное существо. Он, она, оно? Непонятно. Самурай, воин, солдат, который «ребенка не обидит».

Как уже было сказано в начале, авторы спектакля добавили в отношения персонажей новые полутона. Есть тут и нотка ревности, и нотка «флирта». Дороти смотрится в Железного дровосека (Андрей Бодренков) как в зеркало, а Страшила (Сергей Уманов) в ту же секунду отрывает себе рукав и жалуется,  что «тут что-то оторвалось», а в финале он же серьезно интересуется у Розабеллы, не замужем ли она.

У каждого из героев есть свой «номер в программе». Так, Железный дровосек после смазки начинает танцевать верхний брейк-данс. Страшила поет о том, что «закон суров – на всех не хватает мозгов». Лев в исполнении Даниила Шигапова не менее прекрасен! Известно, что животных изображать сложнее всего. Лев носит футболку с  мордой грозного льва и модную вязаную кофту с капюшоном-гривой. Чтобы убедить новых друзей в своей храбрости, он начинает исступленный танец в ярко-красном свете софитов,  повторяя, как мантру, «Стоп страх!» и призывая остальных пойти в лес. А после того, как все уходят, вдохновленные таким призывом, он трусливо отползает в сторону.

Музыкальная составляющая – важнейшая в «Волшебнике». На сцене на протяжении всего спектакля играет великолепный джаз-бэнд: Альбанова-Белоусов. Музыканты в костюмах а-ля кабаре (фраки, цилиндры) «зажигают» на немыслимом количестве музыкальных инструментов: бас-гитаре, контрабасе, барабанах, скрипке и губной гармошке!  Они управляют действием, напоминают Дороти о доме в Канзасе, поторапливают героев, указывают им путь. Впервые в спектакле НДТ поет Ольга Альбанова! Я говорила о сказке. Это – СКАЗОЧНО!

20 октября 2014
Надежда Стоева
СБЫЛОСЬ ПРОРОЧЕСТВО
«Волшебник страны Оз». По мотивам сказки Лаймена Фрэнка Баума.
Небольшой Драматический Театр.
Постановка Евгения Карпова и Кирилла Семина, сценография и костюмы Андрея Севбо.
Читать далее …
Появление детского спектакля в репертуаре Небольшого Драматического Театра закономерно. НДТ давно окреп, завел своих «детей» и стал их баловать. То с ними спектакль сделают, то для них. Под «детьми» будем понимать как молодое поколение актеров, не так давно пришедших в театр, так и собственных детей, выросших и потребовавших сказку. «Волшебник страны Оз», сказочная повесть, где обыкновенная девочка, занесенная ураганом в волшебную страну, должна найти Изумрудный город и далее дорогу домой, казалась самым правильным выбором для постановки. Еще в «На дне» герои мечтали о сказочном белокаменном Йерушалаиме (или о Мекке) и возвращении домой. В том спектакле, конечно, все было о другом. Но еще до премьеры предвкушалась определенная преемственность, хотя бы на уровне мотива. Но я ошиблась. Преемственность обнаружилась в другом. В отсутствии спасительного чуда.

Финал «Волшебника Изумрудного города», который, как нам теперь известно, вольный и более красочный пересказ «Волшебника страны Оз» Лаймена Фрэнка Баума, в детстве разочаровывал: и сверкающий Изумрудный город, и таинственность, окутывающая волшебника, сразу меркли. Город оказывался стеклянным, а Гудвин — иллюзионистом и плутом. Нет всемогущего волшебника и нет чудес — все приходится делать самим. Даже возвращение Элли/Дороти домой благодаря серебряным туфелькам уже не внушало доверия. Подозреваю, что ей пришлось идти пешком и в другом направлении от Изумрудного города.

Похоже, что и режиссеров Евгения Карпова и Кирилла Семина тоже что-то не устраивало в этой истории, и они сделали спектакль по мотивам книги Баума. Слово «мотив» здесь главное, как термин и музыкальный — напев, мелодия, и психофизический — побуждение к действию. Режиссеры объяснили большую часть поступков героев. И желание Дороти, чтобы налетел ураган (не надо учить уроки), и отсутствие Тотошки (добрая волшебница дарит Дороти мягкую сумочку в виде собачки), и почему Оз не улетал из волшебной страны 10 лет (обиделся на зрителей, которые не пришли на его фантастическое цирковое выступление).

Из книги выбрали несколько эпизодов: переправа (правда, не на плоту, а по веревочной лестнице), поле маков, задание погубить злую волшебницу, борьба с ней, ну и многоступенчатое отправление Дороти домой. Волшебницы получили новые имена: добрая — Розабелла, злая — Паулина. Жестокие нюансы обретения Дровосеком нового железного тела пришлось убрать, как и множество других кровавых подробностей. Очень аккуратно обходятся без Тотошки и жителей волшебной страны. Тотошка в книге выполнял функцию перипетии и менял счастье на несчастье. Всегда убегал в самый ответственный момент. За ним бежала Дороти в дом, который унесло ураганом, из-за него она опаздывала улететь на воздушном шаре с Озом. В финале спектакля «роль» Тотошки брал на себя Железный Дровосек. Расчувствовавшись и промокнув от слез, он ржавел, удерживая Дороти в своих объятьях.

Конечно, сооружение на сцене Изумрудного города — процесс слишком трудоемкий. Но попытка была предпринята. Бумажные коробки для перевозки вещей (единственное убранство домика Дороти) во втором акте становятся стенами Изумрудного города, разукрашенными флуоресцентными рисунками дворцов и колонн. Красиво. Волшебный лес —целлофановые полосы, свисающие с потолка. Они и колышатся, и шуршат. Мистически. Воздушный шар Оза заменили на «летающую дверь» — аттракцион из цирка. Чудес нет, но есть странное и таинственное существо Калидас с горящими глазами: он бродит в целлофановом лесу и иногда помогает злой волшебнице Паулине.

Небольшой Драматический Театр попытался найти баланс между «взрослостью» и «детскостью». Не сентиментальничать, но и не читать нотации. Музыкальное сопровождение Ольги Альбановой и Александра Белоусова, организующее ритм, создающее атмосферу и доверительную интонацию, узнают взрослые. Оригинальные тексты, положенные на мировые хиты, поймут дети.

Страшила (Сергей Уманов) в драном зеленом халате, с толщинками на животе и чрезвычайно «раздутой» головой, исполняет что-то на мотив «Doors» (или это просто похожая мелодия), нечто среднее между интеллектуальной заумью и попсой. У Дровосека (Андрей Бодренков), который, как и положено, весь в псевдометаллическом и негнущемся, — Элвис Пресли с его характерной пластикой. Для Трусливого Льва (Даниил Шигапов) был выбран «Queen». Актер берет за образец фееричные выходы Фредди Меркьюри, его жесты и манеру бесстрашной поп-звезды, заставляющей визжать огромные стадионы. Хотя сам Лев в рыжих брюках и футболке со звериным принтом больше похож на хипстера. Его психотерапевтическая песня «Стоп, страх!» становится лейтмотивом большей части истории. Оз (Кирилл Семин) в этом ряду самый неинтересный: его мелодия — затертая «Макарена». Хотя именно с ним у Дороти (Вера Тран) много общего. Они земляки и любят хот-доги, которые продают где-то в Канзасе. В своеобразном послесловии к спектаклю Дороти окажется помощницей Оза, ассистенткой иллюзиониста.

Книга легко меняла жанр роуд-муви (путешествие по дороге из желтого кирпича) на мини-экшен (задание погубить злую волшебницу). В спектакле персонажи больше топчутся на месте, так что музыкантам приходится напоминать Дороти, куда она идет и зачем. Она так увлечена дружбой с новыми персонажами, что и не думает отправляться в путь. Чтобы действие развивалось, приходится вводить высокомерную и одинокую Паулину (Татьяна Калганова). Но ее такое понятное желание завладеть серебряными туфельками Дороти никак не связано с Озом, который почему-то требует погубить волшебницу.

В сказке Баума, впрочем, как и Волкова, герои уже обладали всеми качествами, которые хотели получить. Страшила уже был умен и выручал друзей из передряг, Дровосек был самым чувствительным и нежным, Лев защищал всех, преодолевая страх. Им не хватало лишь уверенности в себе. В спектакле, вроде, то же самое, но эпизоды, где герои могли бы проявить себя, оказываются не самыми запоминающимися. Их желания стать умным, смелым, добрым — скорее, декларативны. Страшила просто ворчун и тугодум, и ему бы прибавить скорости мышления. Льва из трусливого следовало бы переименовать в хвастливого. Образы намечены, узнаваемы, но не больше. И дружбы между героями, о которой так любит говорить праведная Дороти, не получается. Испытания не сплачивают, а несчастья не закаляют.

У Дороти, пожалуй, самая сложная роль. Еще не успев осмотреться в волшебной стране, она захочет домой. Забудет про любопытство и азарт, с которым только что призывала ураган. К тому же ей всегда надо быть доброй и внимательной к своим друзьям-недотепам. Характер Дороти своеобразно раскрывается в эпизоде на поле с маками. Аромат цветов не погружает девочку в сон. Вместо этого Дороти ругает друзей и смеется так заливисто, как только может. Только почему-то реакция на запах возникает лишь у нее. Но не у Льва. Представляю, что мог бы наговорить этот великовозрастный модник!

Как персонаж полнокровна только Розабелла (Татьяна Рябоконь). Обаятельно пухлая, в вязаном пальто, она всегда опаздывает и суетится. Все пророчества записаны на мятых бумажках, распиханных по ее обширному телу. Толщинки придают «веса» доброй волшебнице. Она часто впадает в забытье, стоит ей только присесть. Но обладает железной волей и командует «Очки, к бою!», когда Дороти и ребята добираются до Изумрудного города. Зеленые очки, как вы помните, необходимое условие попадания в волшебный чертог.

Драматургически точная инсценировка могла бы обеспечить другие смыслы, а строгий режиссерский отбор придал бы лаконичность высказыванию. Но нам остаются озорная сказка о дружбе и удовольствие, с которым артисты ее разыгрывают.

СПбГБУК "Театр-студия "Небольшой драматический театр"

на сайте использованы фотографии Михаила Павловского, Марии Павловой, Галы Сидаш, Тимура Тургунова, Павла Юринова, Елены Дуболазовой, Ирины Тимофеевой, Евгения Карпова.

Яндекс.Метрика